08.07.2021 / 13:07

Существует ряд легальных способов мониторинга лесов и влияния на работу лесхозов. Один из них предлагает международная некоммерческая организация «Лесной попечительский совет» (Forest Stewardship Council, FSC).

Про то, что в Беларуси значительно увеличилась интенсивность вырубки лесов, писали уже достаточно много. Не отрицает этого и Министерство лесного хозяйства. Правда, все вырубки там объясняют плановыми действиями. Мол, подходит срок «собирать урожай». Высаженные в 40-50-х годах сосны и ели достигли своего «эксплуатационного возраста», так что интенсивность заготовки леса к 2030 году будет только увеличиваться. Однако для того, чтобы легально продать древесину, ее заготовка должна быть сертифицирована. В Беларуси существует две организации, которые предоставляют сертификаты — FSC и PEFC.

Международная сертификация представляется как гарант устойчивого лесопользования. Деревьев не вырубается больше, чем может быть компенсировано приростом. Продукция производится из легальной древесины. Условия труда и лесопользования должны соответствовать международным стандартам. Сертифицирующий орган осуществляет мониторинг всех процессов: от выращивания дерева до его переработки. Делается это для того, чтобы потребитель был уверен: купленный шкаф изготовлен из легальной древесины, ни один лес не был уничтожен, ни одна экосистема не пострадала. Поэтому сертифицируется вся цепочка — от «леса до стола».

За соблюдением норм лесопользования следят некоммерческие международные организации, занимающиеся сертификацией лесной продукции. Одной из самых крупных является Forest Stewardship Council («Лесной попечительский совет»). Зеленый портал встретился с национальным представителем FSC в Беларуси Львом Федоровичем, чтобы разобраться, как организация способствует защите лесов Беларуси, и как каждый из нас может принять участие в этом благородном деле. Сразу скажу, что легальные инструменты защитить леса есть, надо только включиться в процесс и научиться ими пользоваться.

 

Что такое Forest Stewardship Council?

«Лесной попечительский совет» был организован в 1993 году в Торонто. За год до этого в Рио-де-Жанейро прошла конференция ООН, на которой была принята Декларация по окружающей среде и развитию, 27 принципов которой призывали людей обратить более пристальное внимание на проблемы сохранения природы. Та встреча в Бразилии дала «зеленый свет» экологическим движениям и организациям, предоставив им международную поддержку. Так у группы трейдеров, экологов и работников лесной промышленности появилась идея разработать процедуру сертификации, чтобы остановить нелегальную вырубку и способствовать устойчивому лесопользованию. Любая «лесная компания», от лесхозов до фирм по производству деревянных изделий, могла получить сертификат, если проходила проверку на соответствие 10 принципам и 57 критериям. Фактически сертификат означал — при изготовлении этого изделия или при заготовке этого материала лес не пострадал, лесная экосистема была сохранена, а работы проводились в благоприятных для всех участников условиях.

Чтобы сертификаты действительно стали знаком заботы об окружающей среде, деятельность компаний проверяется ежегодным аудитом. Сами принципы и критерии устойчивого лесопользования обсуждаются на Ассамблее «Лесного попечительского совета», которая проводится раз в три года. Начиналось все в 1993 году со 130 компаний в 26 странах. Первой сертифицированной продукцией стала кухонная деревянная лопатка, производство которой удалось полностью проследить и признать соответствующей принципам FSC — от дерева в лесу до фабрики.

Так как лесопользование разнится в зависимости от регионов, то вскоре возникла необходимость разработки национальных стандартов. Первый был принят в 1996 году в Швеции. А в 1999 году была выпущена первая книга на сертифицированной FSC бумаге.

Три знака сертификации FSC. FSC 100% означает, что при изготовлении данной продукции использовались леса и задействовались предприятия, прошедшие полный аудит FSC. Это знак качества, за который «Лесной попечительский совет» полностью отвечает. FSC Mix означает, что при изготовлении данной продукции использовалась как сертифицированная, так и контролируемая древесина. Как рассказал Лев Федорович, контролируемая древесина значит, что у производителя нет сертификата FSC, но он добровольно обязуется соблюдать требования стандартов. При этом данные компании также проходят аудит. Наконец FSC Recycled означает, что товар на 100% изготовлен из переработанной продукции.

Сегодня знак «Лесного попечительского совета» можно увидеть практически всюду — от упаковок Tetra Pak до мебели. Причем FSС уделяет пристальное внимание тому, чтобы сертификацию прошли все компании, включенные в цепочку производства. От лесхозов и заготовителей древесины до производителей. Как рассказал Лев Федорович, на 1 июля 2021 года организация сертифицировала более 228 миллионов гектаров леса в 81 стране, а в три ее палаты входит 1165 членов.

Сертификация имеет смысл только в том случае, если мы, как потребители, включаемся в осознанное потребление. Отказываясь покупать изделия и товары из «сомнительной» несертифицированной древесины, мы защищаем наши леса.

 

В Беларуси практически все леса сертифицированы FSC

Как рассказал «Зеленому порталу» Лев Федорович, в Беларуси сертификацию стараются получить все лесные хозяйства. Даже Национальные парки имеют большую хозяйственную часть и занимаются заготовкой древесины. Чтобы ее реализовать, необходимо проходить аудиты и подтверждать устойчивую модель лесопользования. Без этого продать лес в любую крупную компанию будет практически невозможно. Это значит, что рубить налево и направо как топор ляжет не получится. Аудиторы не выдадут сертификат, а значит придется сбывать лес ниже его стоимости как несертифицированный.

- Иногда случается, что у компаний появляется соблазн обмануть систему. Например, превысить допустимый объем рубки, назначив санитарные мероприятия. Или сократить расстояние вывоза, назначив рубку там, где ее не должно быть. Аудиторы встречались с такими случаями в соседних Украине и России.

Однако FSC придерживается принципов устойчивого лесопользования, которые предполагают сохранение лесов как живых саморазвивающихся экосистем. Это значит, что если лесхоз проводит санитарную вырубку, то он должен сократить объемы рубки главного пользования, во время которой и происходит «добыча» деловой древесины. Нет таких причин, по которым объемы рубки могут превысить допустимый устойчивым лесопользованием. Деревья растут не один десяток лет и если мы вырубим лес сегодня, то нам придется ждать не менее полусотни лет чтобы восполнить потери.

Фото - Pixabay.com
Фото - Pixabay.com

На 1 июля 2021 года из 9,582 миллионов гектаров леса в Беларуси сертифицировано FSC 9,15 миллиона. Нет сертификатов у ГСЛХУ «Боровлянский спецлесхоз», УП «Минского лесопаркового хозяйства», ГЛХУ «Кореневская экспериментальная лесная база (ЭЛБ)» и «Жорновская ЭЛБ».

Также, по словам Льва Федоровича, не сертифицирован Полесский государственный радиационно-экологический заповедник, Полоцкий учебно-опытный лесхоз, не сертифицированы две базы Академии наук, готовятся пройти сертификацию Домановский лесхоз (Новокрупский уже получил), которые вышли из ведомства Министерства вооруженных сил и перешли в структуру Министерства лесного хозяйства.  

«Лесной попечительский совет» выдает два типа сертификатов. Первый — сертификат лесопользования (выдается в основном лесхозам и национальным паркам), который описывает целый ряд критериев, определяющих все мероприятия лесопользования от восстановительных посадок и мониторинга до рубок и сохранения лесов для рекреации местного сообщества. Сегодня в Беларуси действует два временных стандарта, но уже в этом году, как отметил Лев Федорович, планируется наконец принять национальный стандарт, работа над которым закончена. Это позволит еще четче регламентировать как работу лесхозов, так и аудиторов.

Второй сертификат — это сертифицирование всей цепочки от лесоматериалов до итоговой продукции. Он подтверждает, что на всех стадиях превращения дерева в мебель, бумагу или даже пеллеты (топливные гранулы) соблюдалась целостность цепочек поставок, легальность происхождения, а также права заинтересованных сторон.

Фото - Pixabay.com
Фото - Pixabay.com

 

FSC как инструмент защиты лесов

Итак, с точки зрения «Лесного попечительского совета» все работы в лесах должны проводиться в соответствии с действующими временными или национальными стандартами. Они описывают те критерии, которые позволяют лесам развиваться устойчиво, удовлетворяя как интересы лесозаготовителей, так и местных жителей. Также стандарты предполагают, что местные жители имеют право полноценно участвовать в планировании лесопользования.

Обнаружив какое-то несоответствие деятельности установленному стандарту (например, требованиям по вырубкам) вы можете обратиться в лесхоз или лесничество за разъяснением. Если вы не получили удовлетворяющий вас ответ, то пишите аудиторской компании, проводящей проверку, либо в национальное представительство FSC. Ваши замечания будут запротоколированы и рассмотрены при решении вопроса о продлении (получении) сертификата. Так, если вы обнаружили рубку в местах, где по вашему мнению ее не должно быть, несоответствие документов фактической рубке, отказ со стороны лесхозов информировать население или же нарушение правил безопасности и условий труда при лесозаготовительных работах – смело пишите в FSC.

Например, возле вашего дома проводится рубка. Вы делаете запрос в лесхоз и получаете ответ, что рубка проводится легально. Этот факт вам должны подтвердить соответствующей документацией, предоставить план лесовосстановительных работ. Если вам не дали исчерпывающей информации или она  вас не устраивает (нарушается экология или же интересы местных сообществ), то вы переадресовываете свой вопрос аудитору. Сделать это можно через беларусское представительство FSC.

Фото - Pixabay.com
Фото - Pixabay.com

Если вас не устроит ответ аудитора, то вы можете обозначить проблему и направить ее в национальное представительство FSC. Также у вас есть возможность стать членом FSC и поднять интересующий вас вопрос на международном уровне. Как видите, «Лесной попечительский совет» предоставляет масштабные инструменты влияния и защиты лесов, надо только уметь и иметь желание ими пользоваться.

Все вырубки, осуществляемые лесхозами, должны быть представлены в планах лесопользования, которые должны находиться в общественном доступе. Поэтому если замечаем что-то сомнительное, то идем на сайт местного лесхоза, находим план лесопользования (обычно они расположены на страничках лесничеств) и изучаем его. Если такового нет или вы находите несоответствие действий лесхоза с планом — пишем в FSC и аудиторам.

 

Поучаствовать в аудитах FSC может каждый желающий

Как уже говорилось, сертификация подтверждается ежегодными аудитами. Специальная комиссия приезжает в лесхоз или на деревообрабатывающее предприятия чтобы проверить, соблюдаются ли принципы «Лесного попечительского совета», закрепленные в международных стандартах. Подать заявку на присутствие при аудитах может каждый желающий. Если FSC не обнаружит корыстного умысла в вашем участии, то вы будете допущены к аудиту. Как отметил Лев Федорович, обычно к проверке лесхозов допускают всех, кто смог обосновать свой интерес.

- Участие в работе FSC  это ответственный процесс. Для многих оно ограничивается желанием получить ответы на конкретные вопросы, связанные с интересами отдельных граждан. Однако мы хотели бы пригласить каждого работника лесхоза, эколога, местного жителя и любого неравнодушного человека активнее взаимодействовать с аудиторами, участвовать в рассмотрении и принятии нормативных стандартов, включаться в международную повестку «Лесного попечительского совета». Для полноценной работы можно стать членом FSC, принять участие в работе одной из трех палат, – рассказал Лев Федорович.

По своей структуре Forest Stewardship Council состоит из трех палат — экономической, экологической и социальной. Сбалансированное их взаимодействие обеспечивает устойчивую работу организации и формирует ответственное лесопользование.

Экономическая палата представляет интересы лесозаготовительных и деревообрабатывающих компаний, экологическая следит за сохранением окружающей среды, а социальная защищает людей, жизнь которых непосредственно связана с лесом, будь то коренное население или владельцы агроусадеб. Каждая палата имеет равную долю представительства при принятии решений в FSC.

Для аудитора есть три основных источника информации: документальный, полевой контроль и устный сбор информации, общение с лесопользователями, будь то работники предприятий или местные жители, – отметил Лев Федорович. – Чем активнее люди будут включаться в работу FSC, тем больше информации мы будем собирать, обсуждать, а следовательно проводить более качественный мониторинг. Причем речь идет не только о локальных, но и о глобальных вопросах. Ведь принципы и критерии, по которым определяется устойчивое лесопользование, постоянно обсуждаются на Международных ассамблеях. Чтобы помочь лесу возле вашего дома, важно включиться в глобальную повестку. Такова общая позиция «Лесного попечительского совета».

Фото - Pixabay.com
Фото - Pixabay.com

Для примера Лев Федорович рассказал о том, как на позапрошлой Ассамблее было принято решение отказаться от вырубки под сертификатом FSC малонарушенных лесных территорий с площадью более 50-60 тысяч гектар. Это позволит сохранить от вмешательства человека наиболее естественные леса.

 

Как вступить в FSC?

Стать членом «Лесного попечительского совета» может как организация, так и физическое лицо. Существует онлайн-форма заявки, но также можно связаться с национальным офисом организации, где расскажут, что необходимо и какие преимущества предоставляет членство в FSC.

Важно также в мотивационном письме разъяснить интерес, который побудил вас вступить в Forest Stewardship Council. Например, вы хотите сохранить леса для рекреационных нужд, обеспокоены экологической обстановкой в районе или же наоборот планируете открыть лесопилку.

При этом вы понимаете, что ваши локальные вопросы непосредственно связаны с глобальной повесткой и готовы обсуждать судьбу леса с коллегами из других стран. Кстати, по этой причине для полноценной работы в FSC желательно знать английский или испанский язык. Также нужно быть готовым заплатить символический членский взнос (около 30 евро в год).

Одним из условий вступления в данную некоммерческую организацию является получение рекомендаций от двух действующих членов FSC. Причем это не обязательно должны быть представители Беларуси, можно обратиться и в международные организации. Такие, например, как «Всемирный фонд дикой природы» (WWF).

Как рассказал Лев Федорович, получить рекомендацию не так сложно, было бы желание. Сегодня Беларусь представляют четыре члена — одна организация (холдинг организаций деревообрабатывающей промышленности «Borwood») и три физических леса (два в экологической палате и один в социальной).

Из всех членов «Лесного попечительского совета» 595 находятся в экономической палате, 307 – в экологической палате (среди них много национальных представительств Greenpeace и WWF) и 248 представляют социальную палату. Напомню, что структура FSC в любом случае предполагает, что палаты имеют равнозначное влияние на принятие решений, вне зависимости от количества членов.

Как видно, в Европе больше всего членов FSC из Германии, Швеции и Великобритании
Как видно, в Европе больше всего членов FSC из Германии, Швеции и Великобритании

- Членство открывает перспективы взаимодействия с активистами и организациями из других стран, – рассказал Зелёному порталу Лев Федорович. – Представители экономической палаты используют его для установления связей с другими компаниями. Экологи для популяризации единого подхода к вопросам окружающей среды. Социальная палата организована для защиты интересов коренных народов и сообществ, чья жизнь традиционно зависит от леса. В Беларуси таких народностей нет, но зато есть много владельцев агроусадеб, для которых принципиально важно сохранить туристический и рекреационный потенциал лесов. Члены FSC получают доступ к внутренней платформе, где происходит обсуждение всех актуальных для лесопользования вопросов.

 

Критика FSC

Некоторые экологические и природоохранные организации, в частности Greenpeace International, не раз отмечали, что сертификация FSC выдавалась лесхозам и лесообрабатывающим предприятиям, деятельность которых нельзя назвать устойчивой. Например, в прошлом году было обнародовано расследование о том, как нелегальная древесина из украинских Карпат под сертификатом FSC попала на производство IKEA.

Этот и другие случаи вызвали негативную реакцию и даже обвинения FSC в содействии гринвошингу. Так неудовлетворенный деятельностью «Лесного попечительского совета» Greenpeace International в 2018 году вышел из состава организации, хотя ряд местных отделений по-прежнему являются членами FSC и участвуют в Ассамблее. В свою очередь представители Forest Stewardship Council стараются реагировать на критику конструктивно, модернизировать национальные стандарты и работать только с ответственными аудиторскими компаниями. 

Конечно, сертификация лесов не является панацеей против нелегальной вырубки. Лесхозы могут находить «теневые» механизмы продажи древесины или же, в конце концов, отказаться от сертификации FSC. Подвергается критике и использование FSC маркировки MIX, которая означает, что продукция лишь частично изготовлена из сертифицированного леса.

Но, на мой взгляд, можно сказать, что сегодня «Лесной попечительский совет» заинтересовывает в устойчивом лесопользовании, а также предоставляет открытые и легальные инструменты мониторинга. Чем больше людей, обеспокоенных судьбами наших лесов, будет знакомо с принципами и возможностями FSC, чем больше людей будет включаться в аудиты и мониторинг деятельности лесозаготовительных предприятий, тем выше вероятность того, что лесопользование не приведет к исчезновению лесов.

Forest Stewardship Council предоставляет легальный и эффективный инструмент. Воспользоваться ли им – это уже зависит от нас самих.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость